Всё про газовое оборудование на авто (гбо)

Всё про газовое оборудование на авто (гбо)

Газобаллонное оборудование, установленное на автомобиле, разрешает применять в качестве горючего для двигателя не дорогой бензин, а недорогой газ. Как раз для экономии многие автовладельцы устанавливают газовое оборудование на собственные авто. Но как осознать, какое оборудование лучше и чем одно поколение ГБО отличается от другого?

Это и сложно и просто в один момент. Сложно – по причине того, что ново и неизвестно, а просто – по причине того, что ничего фантастически сложного в этом нет.

Кстати, на отечественном сайте имеется хорошая статья об установке ГБО на автомобиль, в которой кроме этого детально рассмотрен вопрос о порядке его регистрации в ГИБДД.

В данном материале мы разглядим следующие вопросы:

  1. Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле;
  2. Эволюция поколений автомобильного газобаллонного оборудования: ГБО 1/2/3/4/5/6-го поколений;
  3. Как выбрать газовое оборудование на авто и какое ГБО лучше?

А внизу страницы смотрите познавательно видео о достоинствах и недостатках установки в автомобиль газобаллонного оборудования.

Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле

Цель данной статьи – поближе познакомиться с газобаллонным оборудованием для машин. А лучший метод познакомиться с любым механизмом – это осознать из чего он состоит, и как это трудится.

Газовое оборудование для машин первого поколения (подробней о поколениях ГБО просматривайте ниже по тексту) состояло всецело из механических узлов. А все наборы газобаллонного оборудования, начиная со второго поколения, имеют две главные части: механическую и электрическую.

Одним из самые важных элементов ГБО в автомобиле есть газовый баллон. Он бывает железным, металло-композитным или полностью композитным. В нём находится топливный газ – в большинстве случаев это или метан, или пропан-бутан.

Метан – это сжатый газ, закачанный в баллоны под высоким давлением.

Пропан-бутан – это сжиженный нефтяной газ, складывающийся из смеси газов бутана и пропана.

Газовые установки для метана и пропан-бутана фактически однообразные, различие между ними пребывает в основном в баллонах.

  • Баллоны для метана изготавливаются цилиндрической формы. Они тяжелее и толще пропановых, поскольку газ в них находится под давлением 200 воздухов.
  • А в баллонах с пропаном давление всего 15 воздухов, и он хранится в сжиженном состоянии.

Большая часть автомобилейоборудованы газобаллонным оборудованием, трудящимся именно на пропанобутановой смеси. Исходя из этого в будущем мы будем разглядывать устройство и принцип работы газового оборудования для авто на примере самого распространенного на сегодня пропанобутанового ГБО 4-го поколения.

Пропанобутановые баллоны бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные. Последние имеют круглую форму и предназначены для укладки в нишу под багажником вместо запасного колеса.

На баллоне для сжиженного газа установлена очень важная подробность – это мультиклапан. Он складывается из следующих главных частей:

  • входной и выходной штуцеры;
  • заправочный и расходный вентили;
  • заборная трубка;
  • поплавок уровня газа – связан с автоматическим клапаном и указателем уровня;
  • непроизвольный клапан – при заполнении баллона до максимально допустимого уровня на протяжении заправки (в большинстве случаев до 80%) он перекрывает входной канал;
  • указатель уровня газа в баллоне;
  • предохранительный клапан – на случай превышения давления в баллоне (в большинстве случаев настроен на 25 воздухов);
  • скоростной (расходный) клапан – на случай обрыва магистрали.

Входной штуцер через особую трубку большого давления (бронзовую либо пластиковую) соединяется с заправочным штуцером, что в большинстве случаев устанавливают под задним бампером автомобиля или врезают конкретно в сам бампер.

Выходной штуцер мультиклапана кроме этого через трубку большого давления соединяют в подкапотном пространстве с электромагнитным клапаном. Сущность его работы весьма несложна:

  1. По умолчанию электромагнитный клапан неизменно закрыт, и двигатель трудится на бензине;
  2. При подаче электрического сигнала клапан раскрывается и переключает питание мотора с бензина на газ;
  3. В то время, когда мы переходим на бензин либо глушим автомобиль, тогда клапан машинально закрывается.

В электромагнитном клапане установлен фильтр очистки жидкостной фазы, поскольку газ находится ещё в жидком состоянии и под громадным давлением то и фильтр ему нужен соответствующий.

Выходной штуцер электромагнитного клапана через трубку большого давления подключается к газовому редуктору-испарителю. Это очень важный узел автомобильного газобаллонного оборудования, что делает сходу пара функций. В него происходят следующие процессы:

  • На вход редуктора газ поступает в сжиженном состоянии и под большим давлением;
  • В редукторе он испаряется, и на выходе мы его приобретаем в газообразном состоянии и под низким давлением (около 1 атмосферы).
  • На протяжении испарения газ сильно охлаждается, исходя из этого редуктор подключают к совокупности охлаждения двигателя, тёплый антифриз из которой нагревает и редуктор, и газ до рабочей температуры.

Помимо этого, газовый редуктор может изменять собственную производительность. Делает он это в зависимости от давления во впускном коллекторе двигателя, с которым он соединен через вакуумную трубку.

Так, на выходе из редуктора мы имеем газообразный пропан-бутан, что под низким давлением поступает через фильтр паровой фазы уже конкретно на газовые форсунки. Форсунки – это то, через что газ впрыскивается конкретно во впускной коллектор двигателя.

К коллектору газовые форсунки подключаются при помощи особых штуцеров (ввёртышей). Эти штуцеры засверливаются во впускной коллектор как возможно ближе к бензиновым форсункам, и через трубочки соединяются с газовыми форсунками.

Всё, о чем было написано выше, относится к механической части ГБО. Главным же узлом электрической части газобаллонного оборудования в автомобиле, от которого зависит верная работа всей совокупности, есть электронный блок управления (сокращенно – ЭБУ).

Блок управления – это компьютер, что руководит всей работой газобаллонного оборудования в автомобиле. Им оснащаются все современные наборы автомобильного газового оборудования.

Сущность работы блока управления ГБО 4-го поколения содержится в том, для получения данных впрыска с бензиновых форсунок, после этого вычислить довольно них нужный впрыск газа, и подать соответствующие импульсы на газовые форсунки.

Так сохраняется особенности работы и логика управления автомобиля, заложенные разработчиком. Само собой разумеется, тут не всё так легко и в электронных мозгах учитывается множество параметров, каковые в настоящем времени корректируются под его работы эксплуатации и особенности двигателя.

Эволюция поколений ГБО для машин

Кое-какие автомобилисты ошибочно уверены в том, что существует газовое оборудование, к примеру, поколения «Евро-3» либо «Евро-4». Но это не верно. Для того чтобы понятия, как «ГБО Евро-4», нет.

«Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» – это нормы токсичности выхлопных газов в Европе, и они не имеют никакого отношения к эволюции поколений автомобильного газобаллонного оборудования. На сегодня существует шесть поколений газового оборудования для установки на машины.

ГБО 1-го поколения

Газовое оборудование первого поколения было самым примитивным по собственному устройству. Оно устанавливалось на машины с карбюраторными двигателями, и на инжекторные моторы с подачей газа через впускной коллектор.

Дозировка газа в ГБО первого поколения производилась через регистр мощности (грубо говоря, через краник подачи), что был установлен на шланге, идущем к смесителю на впускном коллекторе.

ГБО 2-го поколения

Второе поколение газового оборудования на авто отличается от первого только тем, что вместо краника, регулирующегося механическим методом (того самого регистра мощности), в совокупности установлен шаговый двигатель. Он кроме этого регулирует подачу горючего, но уже в автоматическом режиме при помощи блока управления.

ГБО 2-го поколения имело широкую популярность, по большей части его ставили на машины с моноинжекторными двигателями, в которых находился лямбда-зонд, поскольку блок управления приобретал данные для регулировки подачи газа как раз с этого датчика.

Газобаллонное оборудование 2-го поколения, не обращая внимания на его примитивность и низкий КПД, возможно приобрести и установить на авто кроме того на данный момент. Это связано с его низкой цена. Цены на ГБО 2-го поколения с установкой начинаются от 10 000 руб.

ГБО 3-го поколения

Газобаллонное оборудование третьего поколения было предназначено для авто с двигателями имеющими распределенный впрыск горючего. Регулировка подачи газа в нём осуществлялась таким же шаговым двигателем, как и в оборудовании 2-го поколения, но уже не в один неспециализированный коллектор, а в любой цилиндр раздельно.

На рынках бывших советских республик такое оборудование не продавалось в принципе. У нас оно видится только на некоторых машинах 1990-х годов выпуска, пригнанных из зарубежа, и комплектовавшихся ГБО на заводском конвейере.

ГБО 4-го поколения

Газовое оборудование 4-го поколения – это самое популярное на сегодня газобаллонное оборудование для машин. Оно предназначено для установки на автомобили с инжекторным двигателем, имеющим распределенный впрыск горючего в цилиндры.

При установке ГБО 4-го поколения, на автомобиль параллельно штатному бензиновому инжектору ставится отдельный газовый инжектор, что складывается из блока управления, газовых форсунок и редуктора. Принцип его работы мы уже разглядели выше.

На рынке представлено множество моделей газового оборудования 4-го поколения, на которое цена набора с установкой колеблется в пределах 20-40 тыс. руб. (в зависимости от производителя и комплектации).

Цена ГБО 4-го поколения, само собой разумеется, выше чем второго, но его эксплуатационные характеристики (расход горючего, надежность, цена обслуживания) лучше на порядок. Исходя из этого мы рекомендуем устанавливать на машины газовое оборудование как раз 4-го поколения.

ГБО 5-го поколения

Пятое поколение газового оборудования для авто отличается от 4-го жидкой подачей газа (пропана) в цилиндры, другими словами газ не переходит из жидкого состояния в газообразное.

Трудится такая совокупность следующим образом:

  • В газовом баллоне ГБО 5-го поколения установлен насос, как в бензобаке;
  • Газ под давлением, нагнетаемым насосом, подается на рампу с форсунками;
  • Форсунки впрыскивают жидкий газ конкретно в коллектор.

Так, в газовом оборудовании пятого поколения отсутствует газовый редуктор. Эта совокупность предназначена для машин, на которых неосуществима установка ГБО 4-го поколения, или в случае если это не редкость проблематично (к примеру, сложно вывести подогрев газового редуктора).

Цена газобаллонного оборудования пятого поколения значительно выше 4-го, и с учетом установки достигает размеров 80-100 тыс. руб. Причем приблизительно две трети от цены оборудования – это цена топливного насоса, что к тому же частенько выходит из строя из-за большого содержания примесей в газе.

ГБО 6-го поколения

В базе ГБО 6-го поколения кроме этого лежит принцип жидкой подачи газа, как и в 5-ом поколении, но уже не через отдельный газовый инжектор, а через штатную совокупность впрыска горючего автомобиля.

Чтобы осуществлять подачу жидкого газа, в топливопровод между бензобаком автомобиля и двигателем врезается особый блок клапанов – селектор горючего. При помощи этого селектора и происходит переключение подачи горючего в совокупность: с бензина на газ, и напротив.

Так, в ГБО 6-го поколения отсутствует не только газовый редуктор, но и газовые форсунки. Подача газа осуществляется конкретно форсунками инжектора двигателя.

Газовое оборудование 6-го поколения официально до тех пор пока ещё не продается в Российской Федерации. Но многие эксперты уверены в том, что цена таковой совокупности будет еще выше, чем ГБО пятого поколения, поскольку селектор горючего – это неповторимая запатентованная разработка, которая недорогой точно не будет.

Какое ГБО для автомобиля выбрать лучше?

При выборе ГБО принципиально важно знать, что все узлы газового оборудования подбираются к каждому автомобилю лично:

  1. Баллоны, в большинстве случаев, выбирают количеством не меньше, чем бензиновый бак в машине. Но в большинстве случаев ставят баллон большого размера, что влезает в посадочное место под запаску.
  2. Мультиклапан, редуктор, газовые магистрали (трубки) выбираются в зависимости от мощности двигателя.
  3. Газовые форсунки подбирают в зависимости от мощности, приходящейся на один цилиндр.

Нужно выбирать все комплектующие и узлы ГБО, сделанные одним производителем. Так вы значительно снизите риск происхождения неприятностей в будущем при его эксплуатации.

Выбирая газобаллонное оборудование для авто, в обязательном порядке убедитесь в его качестве. Производителей хорошего автомобильного газового оборудования не так много. К примеру, прекрасно себя зарекомендовали наборы ГБО следующих марок:

  • BRC (Италия – США)
  • OMVL (Италия)
  • Lovato (Италия)
  • Prins (Нидерланды)
  • Digitronic (Польша)

Но сейчас частенько видятся как наборы никому не известных производителей открыто низкого качества, так и множество подделок под оборудование известных брендов. Исходя из этого при выборе ГБО будьте предельно внимательны.

Если вы видите газовое оборудование с вызывающим большие сомнения заглавием, либо продавец неимеетвозможности вам как-то поведать про него совершенно верно, либо установщик при настройке теряется и неимеетвозможности его продолжительно подключить – это значит, что с ним что-то не то.

Кроме этого необходимо подчеркнуть, что, на отечественный взор, уровень качества работы ГБО приблизительно на две трети зависит от качества форсунок, исходя из этого на них экономить мы категорически НЕ рекомендуем.

Хорошее качественное газобаллонное оборудование, которое ввозится в страну через официальных дилеров либо производителей, без неприятностей устанавливается на автомобиль и настраивается один, максимум два раза, по окончании чего безотказно помогает до очередного техобслуживания.

В любом случае не спешите с выбором, и не спешите на месте. В случае если у вас появились сомнения в том либо другом оборудовании, езжайте к себе, откройте интернет и поищите отзывы обладателей. Установка газового оборудования на автомобиль – это весьма важное мероприятие, исходя из этого спешка тут совсем ни к чему.

Видео: минусы и плюсы установки ГБО на авто

Ближайшие записи:

В Подробностях: ГБО 4 поколения (H-Auto)


Статьи по теме:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: