Допустим, сын спросит вас: «Отец, а какой самый-самый необычный мотор на свете»? Что вы ему ответите? 1000-сильный агрегат от Bugatti Veyron? Либо новый турбодвигатель AMG?
Либо мотор Volkswagen с двойным наддувом?
Сейчас показалось много крутых изобретений, и все эти наддувы-впрыски кажутся необычными… если не знать историю. Потому что самый необычный мотор, о котором я знаю, был сделан в Советском Альянсе и, как вы додумались, не для «Лады», а для танка Т-64. Он именовался 5ТДФ, и вот пара необычных фактов.
Он был пятицилиндровым, что само по себе необычно. У него было 10 поршней, десять шатунов и два коленчатых вала. Поршни двигались в цилиндрах в противоположных направлениях: сперва навстречу друг другу, позже обратно, опять навстречу и без того потом.
Отбор мощности осуществялся с обоих коленчатых валов, дабы было удобно для танка.
Двигатель трудился по двухтактному циклу, и поршни играли роль золотников, открывавших впускные и выпускные окна: другими словами никаких клапанов и распредвалов у него не было. Конструкция была очень способной и действенной – двухтактный цикл снабжал большую литровую мощность, а прямоточная продувка — высокий уровень качества наполнения цилиндров.
Ко всему другому 5ТДФ был дизелем с ярким впрыском, где горючее подавалось в пространство между поршнями незадолго до момента, в то время, когда они достигали большого сближения. Причем, впрыск осуществлялся четырьмя форсунками по умной траектории, дабы обеспечить мгновенное смесеобразование.
Но и этого мало. Двигатель имел турбокомпрессор с изюминкой — огромных размеров турбина и компрессор размещались на валу и имели механическую сообщение с одним из коленчатых валов. Гениально — в режиме разгона компрессор подкручивался от коленчатого вала, что исключало турбояму, а в то время, когда поток выхлопных газов как направляться раскручивал турбину, мощность от нее передавалась на коленчатый вал, повышая экономичность мотора (такая турбина именуется силовой).
Ко всему другому, мотор был многотопливным. Другими словами, имел возможность трудиться на дизельном горючем, керосине, авиационном горючем, бензине либо любой их смеси.
Плюс к этому в движке были применены еще полсотни необыкновенных ответов, наподобие составных поршней со вставками из системы смазки и жаропрочной стали с сухим картером — точь в точь как у гоночных машин.
Все ухищрения преследовали две цели — сделать мотор максимально компактным, экономичным и замечательным. Для танка ответственны все три параметра: первый облегчает компоновку, второй усиливает автономность, третий – маневренность.
Итог вышел впечатляющим: при рабочем количестве 13,6 литра в самой форсированной версии мотор развивал более 1000 л.с. Для дизеля 60-х годов это был прекрасный итог. По удельной литровой и габаритной мощностям мотор превосходил аналоги вторых армий многократно.
Он не прижился из-за дороговизны и чрезмерной сложности. На фоне 5ТДФ любой автомобильный мотор — кроме того от Bugatti Veyron — думается каким-то донельзя очевидным. И чем линия не шутит, техника может сделать виток и опять возвратиться к ответам, когда-то использованным на 5ТДФ: двухтактному дизельному циклу, силовым турбинам, многофорсуночному впрыску.
Началось же массовое возвращение к турбомоторам, каковые одно время считались через чур сложными для неспортивных машин.
Ближайшие записи:
Теория ДВС: Танковый двигатель 5ТДФ
Статьи по теме:
-
Дизельный двигатель БМВ АвтокомпанияБМВ (BMW) одной из последних поддалась актуальным веяниям и начала устанавливать на собственные машины дизельные двигатели. А…
-
Сегодняочень популярен тюнинг машин. Кто-то изменяет наружность собственного «железногоконя» с целью выделится из серой массы, а кто-то увеличивает…
-
Кривошипно-двигатель и шатунный механизм наразлучны
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ), пожалуй, самая серьёзная совокупность двигателя. Назначение кривошипно-шатунного механизма – преобразовывать…