Пару слов про ниву…

      Комментарии к записи Пару слов про ниву… отключены

Всем привет!

Запала мне как то нива — история и интересный автомобиль его так же не меньше занимательная…

Мало истории про первый в МИРЕ кроссовер:

Появление. Тридцать шесть лет назад советским конструкторам удалось создать автомобиль, равного которому не было в мире. Своим возникновением он сломал стереотипы и стал родоначальником нового класса. Имя его — ВАЗ-2121 «Нива».Работа над автомобилем началась в далеком уже 1970 году. Задачу — «создать автомобиль для села» — поставил конструкторам ВАЗа Алексей Николаевич Косыгин, тогдашний примьер СССР.

Он «попросил» сделать полно-приводной вариант «Жигулей», талантливый ездить в условиях распутья. Первоначально конструкторы предполагали только расширить у «Жигулей» дорожный просвет и оснастить машину полным приводом, но после этого решили сделать принципиально новый автомобиль. Задача была сверхсложной…

Пару слов про ниву…

Инженеры ВАЗа замахнулись на немыслимое: в короткие сроки создать первый во всемирной практике удобный джип малого класса! Практически все производимые тогда джипы имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх. Русские решили делать все с точностью до напротив: постоянный полный привод, свободная подвеска, несущий комфортабельный салон и кузов.

Этими качествами владели тогда только Range Rover, Jeep Wagoneer и, пожалуй, Genser FF, но это были машины другого класса.

Техническая часть. Кстати, постоянный привод на все колеса был применен на «Ниве» не из жажды соответствовать моде (ее тогда еще не было) и не из жажды обеспечить устойчивость автомобиля на скользкой дороге (данный вопрос кроме того не рассматривался), а вынужденно, от бедности. Дело в том, что необходимым условием постановки автомобиля на конвейер было применение агрегатов от легковых ВАЗов — для удешевления производства.

А «жигулевские» подробности трансмиссии не выдерживали перегрузок от «гуляющей» по ней паразитной мощности, главные и дифференциалы передачи скоро выходили из строя. Отыскали в памяти об изучениях, совершённых конструктором А. X. Лефаровым на МАЗе еще в 50-е годы: он тогда заключил, что при определенном сочетании конструкторских ответов ведущее колесо испытывает сопротивление качению меньшее, чем ведомое. Соответственно, уменьшаются и нагрузки на трансмиссию.

С целью достижения этого результата необходимо только включить в трансмиссию межосевой дифференциал. По этому принципу была выполнена трансмиссия полно-приводного грузовика МАЗ-501. Было это в 1955 году. Эксперты Audi пришли к подобному выводу существенно позднее – их известный Quattro начинал только весной 1980 года… Так что обширно распространенное вывод, словно бы пионеры постоянного полного привода на серийных машинах как раз они – не сильноуспешный рекламный миф. Все уже изобретено до них.

В СССР.

Раздатка, установленная на умелых примерах «Нивы», разрешала включать на выбор передний, задний или оба моста, другими словами автомобиль мог быть переднее-, заднее- либо полно-приводным! На серийных машинах от таковой раздаточной коробки было нужно отказаться по экономическим и технологическим обстоятельствам…

Первые опытные образцы. Первый вариант автомобиля под рабочим заглавием «Э2121» готовьсяуже через два года по окончании получения задания. Его тут же прозвали «крокодилом» за рубленные безрадостные формы.

Линии кузова были прямы, верх брезентовый, переднее стекло – откидное. Ничего общего с привычной нам «Нивой» тот автомобиль не имел. На нем обкатывали идеи. Первые четыре «Нивы» в привычном виде были собраны к концу 1973 года. Все работы над новинкой окружал режим строжайшей секретности.

Для введения очень любопытных в заблуждение на прототипах закрепили таблички с эмблемой несуществующей марки Formika (по-латыни — муравей). На опробованиях всем окружающим машину «по секрету» воображали как новый…румынский ФИАТ. Для этого решетку радиатора кроме того увенчали литерой «F».

Слухи в народе расходятся скоро: одна из автомобилей проходила опробования в Средней Азии, и ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прибывший в том направлении самолетом, уже в аэропорту Ташкента «определил», что в этих краях румыны испытывают какой-то новый полноприводный ФИАТ! Так трудилась маскировка проекта. Разработка «Нивы» до нужного времени так и осталась тайной за семью печатями — хранить секреты в СССР умели.

Опробования. Перед госкомиссией встал вопрос: по какой программе испытывать необыкновенную машину? Стандартная программа тестов вездеходов была весьма твёрдой: практически без асфальта, с громадным процентом распутья. «Легковая» же программа, напротив, включала в основном асфальт и только чуть-чуть укатанного щебёнки и грунта.

Ни тот, ни второй вариант в чистом виде для универсальной автомобили не годился. В итоге обе программы были «перемешаны», что повлияло в появлении новых ГОСТов на опробования. Это было официальным признанием появления новой категории машин — «легковых полно-приводных». «Нива» открыла новую страницу в истории не только отечественных, но и глобальных внедорожников.

Испытывали «Ниву», прежде всего на Дмитровском автополигоне. В том месте была и целина, и раскисший грунт, и натуральное болото. В сравнительных опробованиях не считая «Нивы» участвовали серийный УАЗ-496Б и два лучших в мире в то время джипа – Range Rover и Land Rover 88.

В итоге, будучи самой не сильный, довольно легкая «Нива» превзошла всех по умению проходить маленькие тяжёлые участки с ходу — у испытателей кроме того показался термин для обозначения этого качества автомобили: динамичное преодоление препятствий «Нивой» они именовали «пролетаемостью». Действительно, на долгих тяжелых участках, где от автомобили требуется умение идти медлительно, но продолжительно, внатяг, «Нива» проигрывала тем же «уазам» и «Ленд Роверам». Каждому собственный.

Автомобиль тестировали еще долго и жестко — от бездорожья Урала и дорог Памира до песков Средней Азии. В итоговом отчете рабочая группа дала такую оценку «Ниве»: «Автомобиль выдержал приемочные опробования и пригоден для постановки на поставки и производство на экспорт». 31 июля 1975 года вышел соответствующий приказ Минавтопрома за № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».

Первые образцы. Близился очередной, XXV съезд КПСС. В лучших советских традициях на заводе было решено «в качестве подарка съезду» собрать 50 новых машин. Их собрали в феврале 1976 года, по так называемой обходной технологии. Факт четвертый: машины из данной партии (ее именовали умело-промышленной) в продажу не поступали, а были распределены по организациям в различные регионы страны.

Так, «авторитетные» мнения о том, что кто-то владел «Нивой» из первой партии — очередной миф.

Эксплуатация умелых «Нив» проходила под наблюдением «вазовцев», каковые систематично облетали эти регионы, собирали данные и разбирались с недостатками. А 5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая по-настоящему серийная «Нива». Напомним: выпуск «Нивы» начался за три года перед тем, как Audi освоила производство собственной первой модели с постоянным полным приводом. Это пятый факт.

Факт шестой: в 1977 же году был снят 30-минутный (!) рекламный ролик называющиеся «4х4» с участием «Нивы», где она демонстрировала строителям коммунизма все, на что способна а также больше того. И затем кто-то еще будет утверждать, что реклама в СССР показалась по окончании перестройки?

Цена. Первые «Нивы» стоили ровно 9000 рублей (чуть меньше «Волги»). 1 июля 1979 года все советские автомобилиподорожали, и «Нива» потянула уже на 10300 целковых. Это снизило покупательский интерес к ней, и ценник вернули в прошлое русло.

Но основной проблемой для советского человека всегда были кроме того не деньги, а невозможность израсходовать их: кроме того, что до 80% всех собранных «Нив» уходило на экспорт, так еще и приобрести оставшиеся 20% было непросто — недостаток!

Вывод, словно бы «Ниву», как и большая часть советских автомобилей, за границей реализовывали по дешевке — еще один миф. В отличие от вторых советских авто, «Нива» за бугром постоянно стоила дорого. Это факт седьмой.

Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная — чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее цена составляла в январе 1996 года 7999 фунтов (12078 долларов по курсу того времени).

Нива на экспорт. «Нива» ни при каких обстоятельствах не продавалась за рубежом в том же виде и в той же комплектации, что и на внутреннем рынке, в СССР. В том месте на нее ставили высокую крышу, расширенные колесные диски, особую резину, панорамные зеркала, задние дворники (на первых отечественных авто их не было). Ее перекрашивали, клеили на нее молдинги, а салон перешивали. Задние сиденья делались складными, передние — анатомическими.

Автомобили комплектовались люками, расширителями колесных арок, иными решетками радиатора, лебедками. На «Ниву» ставили защиту фар, противотуманки, кенгурятники, подножки… И это все — двадцать лет назад…

Благодаря уникальности конструкции, выносливости и удивительной проходимости «Нива» за границей превратилась в легенду. Ее оценили в Голландии и Бельгии, Германии и Великобритании. Факт девятый: в Германии на приобретение «Нивы» необходимо было записываться в очередь, как на «Мерседес».

В государствах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х — по большому счету обычное явление… Во второй половине 70-ых годов двадцатого века австрийский издание Austromotor писал: «То, что данной «Ладе» нет равных, показывает — русские пристально проанализировали автомобильный рынок и совершенно верно попали в пустующую нишу…» Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века зима в Европе выдалась очень снежная, простые легковушки передвигались по неубранным дорогам с трудом.

Непривыкший к заносам европеец с завистью и оторопью взирал, как русская «Нива» проезжала кроме того в том месте, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы тяжело было представить: в тот год в одной лишь Германии «Нив» реализовали в четыре раза больше, чем годом ранее! Факт десятый: «Нива» удачно продавалась более чем в 100 государств, ее собирали в шести государствах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде.

Факт одиннадцатый: в Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она пара лет занимала 90% внедорожного рынка . Во Франции же «Нива» была по большому счету культовым автомобилем. Во многих государствах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» кроме того издают собственный издание!

в один раз в Швеции прошла критическая кампания в отношении ФИАТа. Под шумок досталось и ВАЗу — дескать, одного круга! Тут же в одной из шведских газет показалась статья под заголовком: «Если ты еще раз не хорошо сообщишь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!» Говорят, что затем почтение шведов к русским автомобилям быстро возросло.

Работники ВАЗа утверждали, что не имеют к данной публикации никакого отношения. Ну-ну… Показательный момент, ярко характеризующий влияние, оказанное «Нивой» на всемирный внедорожный автопром: во второй половине 80-ых годов двадцатого века японцы подарили начальнику проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект собственной будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

спорт и Нива. Такая неповторимая машина, как «Нива», просто не могла не побеждать и в автоспорте. И она побеждала, и еще как! В первой половине 80-ых годов XX века, в первый раз участвуя в супермарафоне «Париж — Дакар», коммунистический вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» победили сходу две респектабельные гонки — «Алжирское ралли» и «Ралли Туниса».

В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в полном зачете, а второй француз -Андре Тресса — победил на отечественной «Ниве» два вторых ралли: «Ралли Фараонов» в Египте и «Алжирское ралли». Факт шестнадцатый. Еще через год «Нива» снова забрала «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» по большому счету заняли целый подиум! Это был настоящий успех советского автопрома!

В первой половине 80-ых годов XX века «Нива» участвовала в неизвестном ралли «Атлас». Это соревнование выяснилось сложнейшей гонкой по африканскому континенту: из 120 стартовавших машин до финиша добралось только 40… И как же в том месте продемонстрировала себя отечественная «Нива»?

Так она и победила это ралли! «Звездные годы» «Нивы»: 1985 год — одно за вторым побеждены ралли «Камерун», ралли «Алжир», тяжёлый новозеландский триал «Вэлли», австралийский ралли-рейд «Маквей-1000»… 1986-й: второе и первое места на тяжелейшем австралийском «Вин-сафари», которое сами участники именовали издевательством над техникой и людьми. Маршрут пролегал по диким уголкам Австралии. Одна из местных газет тогда писала: «Русские приехали.

А они просто так ни при каких обстоятельствах не приезжают!» Так и выяснилось: мы приехали, забрали целый подиум (третье место, кстати, также было отечественным!) и уехали, покинув австралийцев в полном восторге русской машиной! Затем случая продажи «Нивы» в Австралии двоекратно увеличились, а во Франции по окончании удач французов за рулем русской «Нивы» ее продажи подскочили аж в 6 раз — с 4 до 24 тысяч штук! Факт 17-й.

Вот и не верь затем в силу рекламы!

САМЫЕ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ «НИВЫ»

1. Плавающий автомобиль-амфибия ВАЗ-2122. Создан в первой половине 70-ых годов XX века для охотников и рыболовов (официальная версия) и для армии и спецслужб (подлинное назначение). В базе конструкции — тот самый «крокодил». Удачно прошел национальные опробования.

После этого проект лег на полку… Лежит до сих пор. Среди военных известен как «Проект «Река». Прототип находится в Армейском автомобильном музее в Рязани.

2. «Капрал» — микрогрузовичок СО скручивающейся шарнирной рамой. Неповторимая вещь! Дальше экспериментального примера дело не пошло.

3. Но пожалуй, самая уникальная «Нива» была сделана для цирка Юрия Никулина. Ее водили… медведи. За базу был забран открытый автомобиль, выстроенный на базе «Нивы-Форы» ВАЗ-212180.

Номер именовался «Ехали медведи на автомобиле».

Заключение.Так что же представляет собой сейчас « Нива»? Да то же, что и двадцать лет назад… Компактный и динамичный универсальный джип, наделенный прекрасной проходимостью. Хороший вариант как для начинающего покорителя распутья, так и для умелого (особенно в то время, когда он способен адекватно оценить перспективность «дороги» и должен большое количество передвигаться по городу). Ну и наконец, это хороший транспорт для «романтического путешествия».

Свойство скоро ехать по любым дорогам, объемный багажник (в двухместном варианте), возможность отремонтировать все что угодно в любом населенном пункте отечественной Европы и необъятной… родины. И все это – за очень умеренные деньги! Действительно, за последние три года « Нива» подорожала фактически вдвое.

Обстоятельство кроется в ажиотаже, позванном обещаниями снять ее с производства, заменив более дорогой и менее внедорожной «Шеви», конструкция которой, кстати, имеет большое количество неспециализированного со «старухой». В следствии за трехлетнюю машину сейчас просят больше, чем она стоила изначально! Появление «наследницы» отразилось и техническим образом. Сейчас завод всегда изменяет конструкцию хорошей «Нивы», унифицируя ее с «Шеви».

В следствии из продажи исчезают «уникальные» запчасти. Так, на данный момент в недостатке приводы переднего моста, ступицы передних колес, чулок и полуоси заднего моста. Что же касается остальных запчастей, то заложенная в конструкции унификация с хорошими «Жигулями» может сыграть с вами шутку: часть подробностей у них весьма похожа, но не аналогична. А продавцы об этом знают не всегда…

P.S. Переходим на мой нивасик и подписываемся)

Ближайшие записи:

Фильм о Ниве, которая смогла! Ладога 2017 (ТР2).


Статьи по теме: