50 Кругов вокруг будды. почему гран-при таиланда может оказаться самым красивым в «формуле-1»

В 2015 году в Бангкоке может состояться гонка Формулы-1. Уже на данный момент возможно оценить красоту будущей автострады и вероятные неприятности Гран-при Таиланда.

50 Кругов вокруг будды. почему гран-при таиланда может оказаться самым красивым в формуле-1
Бангкок попытается поразить Формулу-1 красотой. Фото: Рейтерс/Chaiwat Subprasom

Дело принца-автогонщика

Растянувшаяся на годы история о рвении Таиланда организовать гонку Формулы-1, похоже, близка если не к завершению, то как минимум к началу развязки – несколько недель назад власти юго-восточного страны заявили о принципиальной договоренности с Берни Экклстоуном по вопросу проведения Гран-при в 2015 году.

К подобным новостям не все относятся без шуток, поскольку о намерении организовать не показательные, а спортивные заезды Ф-1 не говорили разве что в Папуа – Новой Гвинее – многие страны иногда демонстрируют какие-то проекты, что-то обещают, действительно, до строительства дело так и не доводят.

Тайцы настроены решительно: уже готова схема автострады, заявлен бюджет, и отысканы спонсоры.

Но тайцы настроены решительно: уже готова предварительная схема автострады, заявлена примерная сумма, которая потребуется на организацию гонки, и имеется заинтересованные в Гран-при богатые спонсоры – другими словами, база для будущего успеха в наличии имеется.

Для многих Гран-при Таиланда точно покажется еще одной гонкой в стране без славного автоспортивного настоящего и прошлого, но это не верно. В 30-50-х годах прошлого века принц Сиама Бирабонгзе Банудей Банубанд (известный как Принц Бира) удачно выступал в Европе и побеждал отдельные гонки, а в 1939-м пробовал организовать Гран-при Бангкока. И пускай осуществлению этого превосходного замысла помешала Вторая мировая война, утверждать, что Ф-1 совсем чужда тайцам, запрещено.

Сейчас местный зритель, быть может, не так безусловно обожает автомобильный спорт, как европейский, но все же он интересный и азартный. О растущем интересе тайцев к Ф-1 смогут сказать показательные заезды Марка Уэббера, каковые состоялись в 2010 году в честь 84-летия короля Рамы IX, – они собрали на улицах Бангкока более 150 тысяч зрителей. Неужто на официальную гонку придет меньше людей?

Денежные подробности

Конкретные очертания Гран-при Таиланда стали вырисовываться в 2012 году, в то время, когда обладатель компании Singha и совладелец Red Bull Чалерм Ювидья (его папа вместе с Дитрихом Матешицем основал компанию по производству энергетических напитков) дал обещание правительству денежную помощь в деле организации гонки, и поспособствовал в переговорах с Экклстоуном.

Переговоры прошли гладко, и организаторам кроме того удалось выбить менее большой вступительный взнос (37 миллионов долларов), чем, скажем, Китаю (62 миллионов долларов), но в то время, когда обращение зашла о самой автостраде, стало очевидным, из-за чего Берни был покладистым – Гран-при решено провести в центре Бангкока, рядом с неповторимыми туристическими достопримечательностями: проложить тут автостраду поразительно сложно, но в случае если все удастся, то отдача и эффект (для Экклстоуна) окажутся существенно замечательнее, чем от нового автодрома где-нибудь в джунглях.

Организаторам удалось выбить менее большой вступительный взнос (37 миллионов долларов), чем Китаю (62 миллионов долларов).

Будучи умелым предпринимателем, Берни все это замечательно осознавал и точно дал согласие на какие-то денежные уступки (не смотря на то, что и 37 миллионов долларов – сумма немаленькая), но с требованием необходимого выполнения задуманного организаторами.

С местом проведения гонки тайцы определились достаточно скоро, но о денежных подробностях этого сообщить запрещено. Начальный бюджет Гран-при составлял 315 миллионов долларов (наряду с этим существовала возможность, что он увеличится в три раза), но уже через несколько месяцев сумма неожиданно сократилась практически в два раза – до 157 миллионов долларов. Учитывая, сколько трудностей позовёт подготовка близлежащих территорий и дорог в данной части города, не легко поверить, что бюджет не будет превышен.

Около Будды и дворца

Проект будущей автострады базируется на той самой схеме Гран-при Бангкока 1939 года. В конфигурацию включены 12 поворотов (семь правых и пять левых), и, как часто бывает с муниципальными автострадами, практически все они 90-градусные.

Предположительно, гонка будет ночной, что уже выглядит заманчиво – ночью Бангкок выглядит поразительно прекрасным, – но не меньший интерес вызывают и местные достопримечательности.

Громадный Храм и императорский дворец Изумрудного Будды

Монумент Народовластия

Храм Восхода солнца

Река Чаупхрая

По плану организаторов комплекс и главные трибуны боксов будут размещены либо на берегу реки, либо на втором широком участке: для команд найдется место, зрителям откроется вид на дворец, а организаторам будет несложнее доставлять нужное оборудование. Остальные трибуны установят на вторых серьёзных участках, и в общем итоге автострада сможет принять около 150 000 визитёров.

О гоночных условиях тяжело сообщить что-нибудь конкретное. На первый взгляд конфигурация выглядит через чур простой. Иначе, учитывая количество поворотов и длину трека (около 6 километров), возможно неуверено сохранять надежду, что автострада окажется более скоростной и зрелищной, чем запутанные Валенсия и Сингапур.

Что касается его кочковатости и асфальта – классической неприятности муниципальных этапов, – тут до тех пор пока рано о чем-либо рассуждать: не смотря на то, что в целом дороги в Таиланде произвели на меня благоприятное чувство, я осознаю, что пилоты на болидах смогут испытать совсем иные эмоции. Но, и асфальт к самой гонке в обязательном порядке пара раз поменяют.

И вдобавок в Бангкоке пилотам нужно будет справляться с высокой влажностью и жарой, но это совсем вторая тема.

Преисподняя на дорогах

Дабы удачно совершить Гран-при, организаторам предстоит решить множество непростых задач. В многомиллионной столице Таиланда весьма сложная сеть дорог, и перекрытие улиц в центре города позовёт кучу неприятностей как в отрезанного участка, так и снаружи его. Перекладка асфальта, дренажных совокупностей, линий электропередач – это дорогостоящие и обременительные для местных обитателей мероприятия Помимо этого, обустраивать автостраду и демонтировать многие ее объекты придется ежегодно – представьте, с каким энтузиазмом уже на данный момент местное население принимает Гран-при.

Но хуже всего, само собой разумеется, пробки на дорогах, которыми печально известен Бангкок. Мне довелось несколько раз проехать мимо города по скоростной автостраде, но кроме того наряду с этим мы простояли пара часов. Что уж сказать о том кошмаре, что творится в час пик в самого города?

И что будет происходить в дни проведения Гран-при?

Местные обитатели, кстати, рекомендуют командам Ф-1 как направляться готовиться к трафику.

Запасные замыслы

Не обращая внимания на жажду организаторов совершить этап в исторической части города, названному выше проекту предстоит пережить еще множество подтверждений и проверок, исходя из этого вряд ли бетонные обеспечения проведения Гран-при покажутся раньше осени 2014 года, в то время, когда ФИА займется календарем мирового чемпионата на сезон-2015.

Так что не исключен вариант, в соответствии с которому гонку нужно будет переносить. В качестве запасных мест именуются другие районы Бангкока – Муанг Тонг Тани и Чанг Ваттана, но они не столь занимательны для телезрителей и туристов, что вряд ли обрадует Экклстоуна. Еще менее возможной выглядит организация Гран-при на автостраде имени Бира недалеко от Паттайи.

Не обращая внимания на то, что это единственный автодром, удовлетворяющий стандартам ФИА, тяжело ожидать, что тут пройдет Формула-1 – трек маленький и кочковатый, и с целью проведения Гран-при его придется всецело реконструировать. Несложнее уж все выстроить с нуля.

Так что единственный шанс Таиланда поразить мир и привлечь еще больше новых и туристов партнеров – совершить гонку в Бангкоке. Сделать это будет поразительно сложно, но красота, как мы знаем, требует жертв. В случае если местному населению, командам и зрителям нужно будет испытать временный неудобство, но наряду с этим этап окажется одним из самых эффектных и необыкновенных в календаре чемпионата, то из-за чего бы и не потерпеть?

Ближайшие записи:

Михаил Круг — Лучшие песни


Статьи по теме:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: