Гоночная команда «МАЗ-СпортАвто» отправляется на 17-дневный ралли-рейд «Шелковый путь», что пройдет с 8 по 24 июля по маршруту Москва — Пекин и растянется на 10 780 км. AUTO.TUT.BY определил, чем новый МАЗ-5309RR отличается от ветхого и не планирует ли белорусская команда пойти по пути Iveco и КамАЗа, выставив на старт капотный грузовик.
Белорусский десант — три автомобиля: № 302 Сергей Вязович, Павел Гаранин, Андрей Жигулин; № 308 Александр Василевский, Дмитрий Вихренко, Антон Запорощенко; № 312 Алексей Вишневский, Максим Новиков, Константин Синебок. Первые два экипажа отправятся на новых автомобилях с моторами Caterpillar, а расчет Алексея Вишневского — на машине прошлого поколения, с ярославским двигателем.
Андрей Жигулин, Павел Гаранин, Сергей Вязович
Антон Запорощенко, Дмитрий Вихренко, Александр Василевский
Всего в категорию грузовиков заявились 24 экипажа на машинах восьми марок, а также 6 автомобилей команды «КамАЗ-Мастер», и умелые пилоты, неоднократные участники «Дакара» Мартин Ван дер Бринк (Renault), Артур Ардавичюс и Томаш Вратны (Tatra), Терухито Сугавара (Hino).
Начальник команды и в один момент пилот одного из грузовиков Сергей Вязович поведал про военные машины:
— Новый автомобиль весит менее девяти тысячь киллограм. Правильные эти мы не скажем — это в какой-то мере секрет. Отмечу, что по регламенту минимальная масса автомобили должна быть не меньше 8,5 тонны.
Отечественный ветхий грузовик весил 9,6 тонны, а на данный момент — меньше девяти.
Большая скорость в гонке ограничена 140 км/ч, так что личная «максималка» не выросла, но увеличился крутящий момент. Помимо этого, показался электронный ограничитель скорости: сейчас мы точно не превысим. Раньше приходилось отслеживать скорость самому и на всякий случай ехать 136−137 км/ч, дабы ненароком не нарушить правила.
В целом грузовик стал эргономичнее в управлении: у него новое рулевое, новая совокупность переключения передач, новая подвеска; все автомобили оборудованы кондиционерами — это дополнительный плюс. По итогам тестов все пилоты подчернули, что поддерживать темп стало физически легче.
Снаружи машина МАЗ-5309RR осталась прошлой (за исключением воздухозаборника для интеркулера, что переместился на крышу), но в это полностью новый грузовик. Внешний же вид мы поменять не планируем: это узнаваемый образ, бренд.
На «Дакар-2016» команда ставила себе задачу попасть в топ-5, но из-за технических неисправностей экипажи Сергея и Александра Василевского Вязовича вынуждены были сойти, а отличных показателей стало 25-е место последней оставшейся в строю автомобили. Не повезло Сергею и на прошедшем в апреле этапе чемпионата России «Золото Кагана»: из-за неприятностей с мотором участие также было нужно прекратить. Что же ожидает белорусов на «Шелковом пути»?
— Любой спортсмен, выходящий на старт гонки, в душе рассчитывает стать ее победителем. С учетом протяжённости и сложности маршрута возможно заявить, что такая возможность имеется приблизительно у десятка экипажей. Перед отечественными пилотами стоит задача: продемонстрировать тот итог, что они смогут показывать стабильно.
В случае если это пятнадцатое место — то пускай это будет стабильно не ниже пятнадцатого, в случае если это попадание в пятерку — значит, данный экипаж должен быть в пятерке неизменно.
Сход с дистанции на «Золоте Кагана» был связан с тем, что при сборке двигателя допустили заводской недостаток: в том месте рассыпались приводные шестерни привода компрессора — и это не разрешило нам ехать дальше, по причине того, что таковой запчасти у нас не выяснилось. Чешская компания Buggyra, которая готовит моторы Caterpillar для нас, по рекламации заменила двигатель на новый, — так что на данный момент на моей машине стоит полностью новый «движок».
На том же этапе КамАЗ испытывал в боевом режиме грузовик капотной компоновки. По результатам гонки он занял предпоследнее место — как словно бы не через чур успешный опыт. Разглядывает ли МАЗ возможность участия на «капотнике»?
— «Капотник» по многим параметрам имеет преимущества перед бескапотной компоновкой гоночного грузовика. Основной плюс — оптимальная развесовка по осям и смещение экипажа в центр платформы. Соответственно, все удары, каковые переносят пилоты, стали в разы меньше, и парни значительно меньше устают.
Но нужно осознавать, что он не соответствует действующим техническим требованиям «Дакара», и на эту гонку допускается в рамках категории машин, находящихся в стадии омологации. Исходя из этого он применяет кое-какие технические ответы, каковые, в принципе, для остальных гоночных грузовиков запрещены, — и за счет этого имеет преимущества.
По техрегламенту «Дакара» возможно применять ту кабину, которая выпускается серийно. Тут КамАЗ отправился на маленькую хитрость: они забрали кабину от Mercedes на том основании, что держателем акций челнинского завода есть концерн Daimler. Но автомобиль распознается по кабине: в случае если мы ездим на МАЗе, то у нас и кабина «мазовская».
И исходя из этого еще не светло, возьмёт ли КамАЗ с кабиной от «Мерседеса» омологацию.
Конкретно у КамАЗа данный «капотник» новый, и надежность, как у любого нового автомобиля, не есть его сильной стороной. На ходу же он показывает впечатляющие результаты и хорошие динамические характеристики. Но не нужно забывать, что за его рулем был Эдуард Николаев, что и на бескапотном КамАЗе демонстрировал хороший темп.
Сами мы за рулем таковой автомобили еще не ездили.
Что до нас, то Минский автомобильный завод не производит серийные капотные грузовики, так что мы не распыляемся на проекты вызывающей большие сомнения честности. Капотный седельный тягач, что МАЗ выпустил пара лет назад, — не серийный, а экспериментальный. Для получения омологации автомобиль должен быть выпущен числом не меньше двухсот экземпляров.
В случае если в техрегламент «Дакара» внесут трансформации — то, конечно же, мы будем не против выстроить и «капотник», но пока сказать об этом рано.
Напоследок интересуемся у ИО коммерческого директора МАЗа Сергея Захаревича: окажет помощь ли практически трехнедельный ралли-рейд по территориям России, Китая и Казахстана поднять продажи в этих государствах?
— Прежде всего мы сохраняем надежду, что увеличатся заказы от отечественных казахов партнеров: и традиционных россиян. Уже сейчас у нас повышение экспорта в Россию если сравнивать с прошлым годом образовывает 140%. А вот возможности поставок МАЗов в Китай мы не разглядываем: в том месте весьма развитая автопромышленность, конкурентная среда.
Но мы просчитываем возможность поставок оттуда комплектной базы. Не секрет, что мы уже покупаем у китайцев коробки передач — приблизительно 30% отечественных машин укомплектованы китайскими трансмиссиями. Думаем повысить колличество импортируемых узлов.