Что такое вязкость масла? Это один из главных показателей качества, неспециализированный для всех типов масел. Он несёт ответственность за густоту масла и может значительно изменяться, в зависимости от температуры.
Исходя из этого крайне важно, дабы масло имело достаточную вязкость, разрешающую снабжать смазку трущихся механизмов и деталей в широком диапазоне температур.
В данной статье мы несложным и понятным языком объясним, что такое вязкость масла, как она изменяется в зависимости от температуры, на какие конкретно параметры она воздействует, и что означают цифры в обозначении вязкости масла по SAE.
Что означают цифры в обозначении вязкости масла (расшифровка)
Вязкость масла – это тот параметр, что на упаковке обозначают буквами SAE. В далеком прошлом прошли те времена, в то время, когда по вязкости возможно было выяснить минеральное это масло, полусинтетическое либо синтетическое. Автолюбители со стажем, точно, ещё не забывают, в то время, когда на рынке задавали вопросы масло SAE.
Тогда было все легко и просто: 15w-40 – минералка, 10w-40 – полусинтетика, а 5w-40 – синтетика.
Сейчас все По другому. Возможно свободно отыскать полусинтетику 15w-40 либо синтетику 10w-40, особенно в грузовом сегменте. Что же означают все буквы и эти цифры?
Позволяйте разбираться по порядку.
По классификации SAE масла принято дробить на зимние (с индексом “w”), летние и всесезонные. Стандартные параметры вязкости для зимних и летних масел обозначаются следующим образом:
- Зимние масла: SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w;
- Летние масла: SAE 30, 40, 50.
Всесезонные масла имеют смешенную спецификацию, другими словами сочетают в себе одновременно и зимний, и летний параметр вязкости, поделённый в обозначении знаком тире: SAE 0w-30, 0w-40, 5w-30, 5w-40, 5w-50, 10w-30, 10w-40, 15w-40, 20w-50.
Как вы, возможно, уже додумались, фактически все масла, представленные на сегодня в продаже, являются всесезонными и имеют смешанную спецификацию.
Вот мы и добрались конкретно к расшифровке того, что означают цифры вязкости масла. В обозначении вязкости по SAE цифры означают следующее:
- Первая цифра (зимний параметр), к примеру, 0w – показывает на минимальную температуру надёжного холодного пуска. Это указывает, что чем меньше первая цифра, тем на более низкую температуру вычислено масло.
- Вторая цифра (летний параметр) говорит о возможности применения масла в определенных температурных условиях.
Бытует миф, что цифры летнего параметра вязкости масла – означают температуру максимально допустимой внешней среды, при которой вероятна эксплуатация автомобиля. К примеру, масло с вязкостью 5w-30 вычислено на температуру +30 °С. Это не правда!
Никакого отношения эти цифры к температуре воздуха не имеют. Запомните, летний параметр – это цифры условные и они никакого отношение к окружающей среде не имеют.
Таблицу с диапазонами применяемости масел по SAE в зависимости от температур смотрите ниже.
Зависимость вязкости масла от температур
Как ни необычно, но от вязкости зависит не только возможность применения масла в определенном диапазоне температур, но и срок его работы, а соответственно, и периодичность замены. С чем это связано? Просматривайте дальше.
Нужную вязкость маслу снабжают вязкостные присадки. Они являются долгие синтетические цепочки, каковые имеют различное поверхностное натяжения с двух сторон. Чем ниже температура, тем они больше сворачиваются в «клубочек» и снабжают нужную текучесть масла при минусовых температурах.
В описаниях к моторным маслам довольно часто пишут: «Снабжает еще более легкий запуск двигателя при низких температурах». Это и имеется та самая свойство вязкостных присадок сворачиваться в «клубочек».
А как изменяется вязкость масла при увеличении температуры? При таких условиях «клубочки» вязкостных присадок напротив разворачиваются в цепочки и, произвольно ориентируясь во всем количестве масла, снабжают высокую вязкость при больших температурах.
Протяженность цепочек вязкостных присадок зависит от вязкости масла: чем больше диапазон между зимним и летним параметром, тем цепочка дольше. Причем, в случае если сравнивать длину цепочки масла 5w-30 и 5w-40, то она будет дольше в разы (не на проценты, а в разы).
Чем дольше цепочка, тем на меньшее количество сворачиваний и разворачиваний она вычислена. По окончании определенного количества повторений эти цепочки начинают разрушаться, масло теряет собственную вязкость и требует замены. Вот как раз от длины данной цепочки по большей части и зависит промежуток замены масла.
Непременно, на периодичность замены масла громадное влияние оказывают и другие пакеты присадок. Но обращение об этом отправится в второй раз, а на данный момент мы это разглядывать не будем.
Запомните основное: чем больше диапазон между зимним и летним параметрами вязкости масла, тем меньше промежуток его замены. И напротив.
Приведем один показательный пример. Ещё сравнительно не так давно в некоторых дилерских центрах на протяжении гарантийного сервисного обслуживания в машины заливали масло 5w-50 на 15000 км пробега, аргументируя тем, что это классное современное масло, созданное для спортивных режимов.
Да, это вправду классное современное масло, и создано оно специально для спортивных режимов. Но оно не вычислено на 15000 км. Его необходимо поменять через пять, ну максимум – через шесть тысяч пробега, по причине того, что вязкостная цепочка у него долгая, и она начнет разрушаться именно через эти 5-6 тысяч км.
Имейте это в виду.
На всякий случай, даем ссылку на отечественную инструкцию по замене масла в двигателе.
Как выбрать моторное масло по вязкости
На страницах этого сайта мы уже поднимали вопрос о том, какое масло лучше заливать в двигатель. Но в том месте обращение шла о технологии (синтетика, полусинтетика, минералка). А на данный момент мы подробней остановимся на выборе масла из-за его вязкости.
Самая правдивая информация о вашем автомобиле находится в сервисной книжке. Какой вязкости масло в том месте указано, такое и необходимо использовать. Причем от первой замены и до последней.
Бытует вывод, что чем старше автомобиль, тем гуще моторное масло в него необходимо заливать. Это не совсем правда. Вернее, действительно, но не для всех.
Во-первых, имеется множество двигателей (к примеру, 16-ти клапанный Ford Zetec), в каковые возможно заливать масло лишь с вязкостью 5W-30. Так вот, в такие двигатели кроме того масло с вязкостью 5W-40 возможно применять лишь для доливки.
Это обусловлено конструктивными изюминками таких двигателей, каковые имеют долгие и узкие каналы смазки. Масляному насосу сложнее продавить густое масло по таким каналам, и мотор может трудиться в условиях масляного голодания (особенно зимний период и при запуске). А это приводит к повышенному износу трущихся подробностей и понижению моторесурса.
Во-вторых, у большинства машин в сервисной книжке указаны две вязкости. Вот из них и выбирайте. Сознательно идти на загущение масла возможно лишь по окончании проверки состояния двигателя и переговоры с мотористом.
В большинстве случаев, это случаи, в то время, когда двигатель требует ремонта, а вы в силу последовательности обстоятельств не готовы его ремонтировать. При таких условиях возможно продолжить «агонию» мотора, перейдя на более вязкие масла.
В остальных случаях, в случае если двигатель в порядке и все совокупности, которые связаны с ним, в порядке – заливайте масло с чертями, рекомендованными заводом-изготовителем автомобиля, и ваш «автомобиль» будет жить продолжительно и счастливо.
Видео: как выбрать вязкость моторного масла?