У Сократа был юный приятель по имени Евфидем, а по прозвищу Красивый мужчина. Ему не терпелось стать взрослым и сказать громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить.
Он задал вопрос его:
«Сообщи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?» — «Само собой разумеется, знаю, не хуже всякого другого». — «А я вот человек к политике непривычный, и мне почему-то тяжело в этом разобраться.
Сообщи: лгать, обманывать, красть, хватать людей и реализовывать в рабство — это справедливо?»
— «Само собой разумеется, несправедливо!»
— «Ну а вдруг полководец, отразив наступление неприятелей, захватит военнопленных и реализует их в рабство, это также будет несправедливо?»
— «Нет, пожалуй что, справедливо».
— «А если он будет грабить и разорять их почву?»
— «Также справедливо».
— «А вдруг будет обманывать их армейскими хитростями?»
— «Также справедливо. Да, пожалуй, я сообщил тебе неточно: и неправда, и обман, и воровство — это по отношению к неприятелям справедливо, а по отношению к приятелям несправедливо».
— «Замечательно! Сейчас и я, думается, начинаю осознавать. Но сообщи мне вот что, Евфидем: в случае если полководец заметит, что солдаты его приуныли, и солжет им, словно бы к ним подходят союзники, и этим ободрит их, — такая неправда будет несправедливой?»
— «Нет, пожалуй что, честной».
— «А вдруг сыну необходимо лекарство, но он не желает принимать его, а папа обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, — таковой обман будет несправедливым?»
— «Нет, также честным».
— «А вдруг кто, видя приятеля в отчаянии и опасаясь, как бы он не покончил с собой , похитит либо заберёт у него кинжал и меч, — что сообщить о таком воровстве?»
— «И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я снова сообщил тебе неточно; нужно было сообщить: и неправда, и обман, и воровство — это по отношению к неприятелям справедливо, а по отношению к приятелям справедливо, в то время, когда делается им на благо, и несправедливо, в то время, когда делается им во зло».
— «Отлично, Евфидем; сейчас я вижу, что, перед тем как распознавать справедливость, мне надобно обучиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, само собой разумеется, знаешь?»
— «Пологаю, что знаю, Сократ; не смотря на то, что почему-то уже не так в этом уверен».
— «Так что же это такое?»
— «Ну вот, к примеру, здоровье — это благо, а заболевание — это зло; пища либо питье, каковые ведут к здоровью, — это благо, а каковые ведут к заболеванию, — зло».
— «Отлично, про питье и пищу я осознал; но тогда, возможно, вернее и о здоровье сообщить таким же образом: в то время, когда оно ведет ко благу, то оно — благо, а в то время, когда ко злу, то оно — зло?»
— «Что ты, Сократ, да в то время, когда же здоровье возможно ко злу?»
— «А вот, к примеру, началась нечестивая война и, само собой разумеется, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и сохранились; чем же было тут здоровье — благом либо злом?»
— «Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, возможно, уж возможно заявить, что ум — это благо!»
— «А неизменно ли? Вот персидский царь довольно часто требует из греческих городов к собственному двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?»
— «Тогда — красота, сила, достаток, слава!»
— «Но так как на прекрасных чаще нападают работорговцы, по причине того, что прекрасные рабы дороже ценятся; сильные часто берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда приводит к зависти, и от этого также не редкость большое количество зла».
— «Ну, коли так, — уныло сообщил Евфидем, — то я кроме того не знаю, о чем мне молиться всевышним».
— «Не печалься! Легко это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты желаешь сказать народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?»
— «Пологаю, что знаю, Сократ».
— «Из кого же состоит народ?»
— «Из богатых и бедных».
— «А кого ты именуешь богатыми и бедными?»
— «Бедные — это те, которым не достаточно на судьбу, а богатые — те, у которых всего в достатке и сверх достатка».
— «А не бывает ли так, что бедняк собственными малыми средствами может превосходно обходиться, а богачу любых достатков мало?»
— «Право, не редкость! Кроме того тираны такие бывают, которым мало всей их казны и необходимы незаконные поборы».
— «Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков — к богачам?»
— «Нет уж, лучше не нужно, Сократ; вижу, что и тут я, оказывается, ничего не знаю».
— «Не отчаивайся! О народе ты еще поразмыслишь, но уж о себе и собственных будущих товарищах-ораторах ты, само собой разумеется, думал, и неоднократно. Так сообщи мне вот что: бывают так как и такие плохие ораторы, каковые обманывают народ ему во вред.
Кое-какие делают это неспециально, а кое-какие кроме того намеренно. Какие конкретно же все-таки лучше и какие конкретно хуже?»
— «Думаю, Сократ, что намеренные обманщики значительно хуже и несправедливее ненамеренных».
— «А сообщи: в случае если один человек специально просматривает и пишет с неточностями, а второй ненарочно, то какой из них грамотней?»
— «Возможно, тот, что специально: так как если он захочет, он сможет писать и без неточностей».
— «А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и честнее ненамеренного: так как если он захочет, он сможет сказать с народом и без обмана!»
— «Не нужно, Сократ, не скажи мне для того чтобы, я и без тебя сейчас вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!»
И Евфидем ушел к себе, не помня себя от горя.
И многие, доведенные до для того чтобы отчаяния Сократом, больше не хотели иметь с ним дела.
www.infoliolib.info/philol/gasparov/zgrec/
Ближайшие записи:
- Заяц в белом вине!
- Как в ссср показался первый микроавтобус
- Пришел бухой к себе? отмазка для жены от яя туре.
Эдуард Радзинский \
Статьи по теме:
-
Посетил Гандапаса. В целом весьма интересно, но кое-какие моменты спорны. Неспециализированные впечатления хорошие. Смесь Задорнова, Стендап шоу и тренинга за судьбу. В…
-
Все видели но не знали для чего:)
Всем привет:) Напишу я вам, про мелкую фигню, которую и сам видел сто раз, но не вспоминал что в том месте в:) Наверняка большая часть из нас так же…
-
Что необходимо знать о ремонте альфы, если вы в Санкт-Петербурге
Дорогие приятели! Пишу впечатления от недавнего сотрудничества с сервисом и магазином на Печатника Григорьева в Санкт-Петербурге Знаю, что в Питере подобный сервис чуть…